Меню
Регистрация
x

Величайший в мире режиссер и мультипликатор объяснил, почему он уходит



Видео The Simpsons, посвященное творчеству Миадзаки, стало интернет-хитом и получило более 10 миллионов просмотров. Но сам маэстро не попал  в их число.

ветер крепчает

 

«К сожалению, мне не посчастливилось его увидеть»,- признался 73-летний режиссер в своем телефонном интервью,- «Наверное, потому, что вообще малос смотрю телевизор». Затем маэстро добавил, смеясь: «Я даже не умею нормально пользоваться интернетом. Мне вот недавно подарили электронный словарь, и я как раз пытаюсь понять, как он работает».

 

Все, кто знаком с творчеством Миадзаки, знает, что центральной темой его творчества является борьба природы и технологического прогресса. Она присутствует в сюжетах таких фильмов Хаяо, как «Принцесса Мононоке», первом мультфильме, что покорил американских зрителей в далеком 1999 году. Противостояние сил природы и человеческой цивилизации положено в основу «Унесенных призраками», которые получили Оскар в 2002 году. Ну а схожая по настроениям «Навсикая из долины ветров» признана самой популярной мангой, когда-либо издававшаяся в Японии.


Та же тема присутствует и в последней работе Миадзаки — мультфильме «Ветер крепчает», вышедшем на экраны осенью прошлого года. Это исторический эпик о жизни Джиро Хирокоши, известного инженера, подарившего Японии самолет Zero. Мультфильм стал достойным завершением 50-летней карьеры Хаяо.

 

«Я точно уверен, что «Ветер» - действительно тот максимум, что я мог выдать, как мультипликатор»,- сказал режиссер,- Анимация похожа на строительство, ты кладешь кирпич за кирпичом, и в какой-то момент понимаешь, что больше их не требуется. Ты достиг совершенства».

Миадзаки уже не раз заявлял о том, что он устал и покидает свое детище, студию Ghibli, чтобы затем вернуться через год или три. Но этот раз его слова звучат серьезнее. За последние годы кинотеатры показали множество мультфильмов, созданных с помощью компьютеров, поэтому невольно задаешься вопросом, кто сможет так же вдохновенно творить сказочные миры с помощью карандаша и бумаги. Но в то же время, именно приверженность традиции оставила режиссера далеко позади его западных коллег.

Несмотря на то, что фильмы Миадзаки никогда не набирали в Америке больше 15 миллионов долларов, они завоевали определенную популярность.

 

Еще в первые годы работы в Pixar»,-поведал режиссер «Истории Игрушек 3» Ли Анкрич- «Джон Лассетер часто включал мультфильмы Миадзаки и был в полном восторге от них. Его работы действительно потрясают, особенно фоны. Мне часто хотелось просто нажать на паузу и просто впитывать красоту его картин, потому что кадрами их язык не поворачивался назвать».

Ариетти

Исполнительный продюсер «Симпсонов» Эл Джин в своем интервью сказал о творчестве Хаяо Миадзаки следующее: «Создание персонажей всегда было одной из самых сложных задач для американской анимации. У Хаяо есть умение сочетать в персонажах человеческое и звериное, рисуя совершенно невероятных духов. И в них стираются грани между реальностью и фантазией. Его талант берет корни в той самой традиции, которая почти утеряна в американской мультипликации».


Унрик вспоминает, как смотрел короткометражку Хаяо Миадзаки в музее студии Ghibli. «Там была маленькая девочка, сидящая в цветущем поле. Она просто сидела и разворачивала конфету, и Хаяо крупным планом показал ее руки, которые задумчиво снимает обертку с лакомства. Боже, подумал я, какое внимание к деталям. Его фильмы полны таких эпизодов».

Миадзаки упорно работал над собой, развивая свой талант, и держал себя в жестких рабочих рамках. Он просыпался в шесть утра, делал зарядку, пи кофе и ехал к девяти утра на студию. Нередко он работал по субботам и праздникам.


«Я иногда пропускал ланч, потому что после еды чувствую сонливость, - объяснял свою жизненную позицию Миадзаки,- «Я обедал в три дня и затем делал перерыв. И еще я дал своей жене обещание, что буду возращаться домой не позже девяти вечера».

 тоторо мультик

Режиссер проводил на работе потому, что все сцены фильма он старался рисовать в ручную, а это требовало определенной тщательности и внимания.

«Наверное, нет ни одного мультипликатора в мире со столь выраженной авторской позицией», - утверждает Анкрич,- «В каждом кадре фильма видна рука мастера. И это не шутка, потому что каждая сцена проходит тщательную проработку, и если Миадзаки что-то не устраивает, он не будет объяснять, просто заставит перерисовать».

В «Ветре» Миадзаки поставил перед собой действительно непосильную для многих задачу — адаптировать серьезную биографическую историю, более подходящую для художественной экранизации, для мультфильма со всеми свойственными Хаяо фентезийными отступлениями. Пока Миадзаки пытался создать что-то наподобие рисованного фильма, его партнер и продюссер Тошио Сузуки уговаривал его сделать его более риалистичным.

 « Я сказал ему, что если мы сделаем фильм, что просто выроем студии Ghibli могилу»,- вспоминает Миадзаки».

 

«Конечно, у меня не хватало времени поправлять все и работать с каждой сценой. Когда я смотрел фильм, я видел те сцены, которые упускал из виду. И понимал, что сейчас бы я нашел, что в них исправить. Я знаю множество режиссеров, что никогда не смотрят на эскизы и не переделывают их. Но я — мультипликатор, я самовыражаюсь через рисунки».

 

 Миадзаки не только режиссирует фильмы, но и пишет сценарии и продюсирует другие проекты. Например, «Ариетти» была написана Миадзаки, а снята Хиромасой Йионебаяши. Но, смотря, как 3D анимация победоносно марширует по миру, собирая умопомрачительную кассу, начинаешь задумываться, сможет ли устоять перед ее напором классика 2D, что создается Хаяо. Ведь последний мультфильм американского производства «Принцесса и лягушка», выпущенный в 2D, не окупился в прокате.

 

« К сожалению, студии сейчас стараются производить заведомо выгодный финансово продукт»,-говорит Ли Анкрич,- «Многие аниматоры считают традиционную мультипликацию устаревшей и неактуальной. Но мы все понимаем, что это искусство достойно того, чтобы им занимались и не дали зачахнуть».

 

Уже в процессе работы над «Историей игрушек 3» Анрич оказался на перепутье между миром Миадзаки и привычным ему 3D. С самого начала сценарист Майкл Арнт придумал маленькую девочку, у которой должна быть игрушка Тоторо, главный персонаж из культового мультфильма «Мой сосед- Тоторо». Мы очень хотели видеть этот персонаж в своем проекте, поэтому было решено получить права у студии Ghibli на использование образа Тоторо. И окончательный ответ не был дан, пока Миадзаки лично не посетил Pixar и не дал согласие.


«Это был первый раз, когда персонажа Миадзаки создавали в 3
D”,-вспоминает Анкрич,- «Мы дали понять Хаяо, что не собираемся создавать настоящего Тоторо, лишь его плюшевую копию, игрушку, что между ними большая разница. Он сидел и наблюдал за процессом работы и в итоге лишь легко кивнул, выразив согласие».

                                                                                                                     Хаяо Миадзаки                                                                                                                    

Когда Миадзаки спрашивают о его отношении к современной компьютерной анимации, он без колебаний говорит, что его сердце отдано 2D. “Как и в случае с машинами, я предпочитаю ручную коробку передач. Я чувствую разницу. Конечно, компьютеры дают безграничные возможности для создания мультфильмов, и когда я вижу аниматоров за компьютерами, они напоминают мне волшебников. Но я всегда возвращаюсь к карандашу и бумаге. И так будет всегда».

Больше интересных статей с раздела "Смульт Интервью"

Интервью с аниматором мультфильма Сломленный
Мультфильм Сломленный - это короткометражный мультфильм, который был создан ещё в 2009 году.
Константин Бронзит: сейчас мультфильмов снимается больше, чем в СССР
Не так давно известный русский мультипликатор Константин Бронзит поделился своими мыслями о том, в каком направлении движется отечественная анимация.
Величайший в мире режиссер и мультипликатор объяснил, почему он уходит
Видео The Simpsons, посвященное творчеству Миадзаки, стало интернет-хитом и получило более 10 миллионов просмотров.
sketch
Цитаты великих...
— Ты это...Заходи, если что!...
© Волк -
— Отдохнул — во! Сметаны — во! Рыбы — во!