Я боюсь серьезных отношений? Да я сам себе в зеркале не улыбаюсь от того, что серьезный такой!
На протяжении всего XX века первым российским мультипликатором считался Владислав Старевич, и лишь в 2009 году был найден архив балетмейстера Мариинского театра, Александра Ширяев. Именно его кукольные мультфильмы стали первыми анимационными работами, снятыми в России. Но так как эти картины не стали достоянием широкой публики, основоположником русской анимации заслуженно считается Старевич. В 1912 году он снимает короткометражный мультфильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», созданный при помощи покадровой кукольной мультипликации. Поскольку ранее эта техника была неизвестна, то картина произвела фурор, во всем мире, удивив не только зрителей, но и мультипликаторов.
В течение следующих двух лет Владислав Старевич снял еще несколько мультфильмов в той же технике. Пережив Октябрьскую революцию, он эмигрировал со своей семьей в Италию, это парализовала российскую мультипликацию вплоть до второй половины 20-х годов. Именно тогда, правительство начало финансировать экспериментальные студии, заказывая им пропагандистские ролики. У аниматоров оставалась возможность пользоваться оборудованием, что и открыло новую страницу в истории русской анимации.
Среди режиссеров этого периода можно выделить нескольких деятелей:
Иван Иванов-Вано, ставший одним из основателей анимационной сказки и родоначальником советской школы мультипликации. Его первым мультфильмом, с которым познакомилась широкая аудитория, стала короткометражка «Каток». Он снял множество экранизаций современных и народных сказок, среди которых «Мойдодыр», «Двенадцать месяцев», «Гуси-Лебеди», а также десятки других.
Михаил Цехановский начинал свою карьеру как иллюстратор детских книг, но вскоре стал режиссером-мультипликатором на «Ленфильме». Он был одним из тех, кто впервые изобразил в своих работах «рисованный звук», графически нарисовав звуковые дорожки на кинопленке. Самыми знаковыми режиссерскими работами Цехановского можно назвать мультфильмы «Каштанка» и «Сказка о рыбаке и рыбке».
В 1935 году была открыта студия «Союзмультфильм». Поводом для этого послужил колоссальный интерес к мультипликации после показа на Московском кинофестивале мультфильмов о Микки Маусе, которые Уолт Дисней лично выслал приемной комиссии.
Во времена Великой Отечественной войны эвакуированная в Самарканд студия снимала в большинстве своем патриотические ленты.
В 1945 году был снят первый полнометражный мультфильм, созданный на студии «Союзмультфильм», им стала «Пропавшая грамота», сценарий которой основывался на повести Николая Гоголя. Его режиссерами были сестры Валентина и Зинаида Брумберг. За время своей карьеры сестры успели снять не один десяток мультфильмов, которые выполнены с применением различных техник. Среди прочих можно выделить «День рождения» и «Исполнение желаний», которые получили признание на Международных фестивалях.
Также отдельного упоминания заслуживает Лев Атаманов, сделавший для русского мультипликационного кино очень многое. Режиссерские работы Атаманова неоднократно были отмечены на всевозможных международных анимационных и кинофестивалях. Наиболее известными работами Льва Атаманова являются мультфильмы «Золотая антилопа», «Аленький цветочек» и «Снежная королева». Последний из которых, приобрел невероятную популярность во всем мире. В 60–70-е годы мультфильм традиционно транслировали в США, во время новогодних телеэфиров. А культовый японский аниматор Хаяо Миядзаки признался, что картина «Снежная королева» была решающим фактором, который вдохнови его стать мультипликатором.
Я боюсь серьезных отношений? Да я сам себе в зеркале не улыбаюсь от того, что серьезный такой!