Меню
Регистрация
x

Идея и история создания Секрета Н.И.М.Х.



Кадр из мультфильма Секрет крыс

            

               Около 35-ти лет назад на студии Диснея появились новые лица. Но среди молодых мультипликаторов не было единства во мнении о том, как развиваться студии. Одни художники во главе с Доном Блатом считали, что студия должна производить всё, чем славилась анимация Уолта Диснея в 40-50-е годы. Другие художники, в основном выпускники анимационного факультета Калифорнийского Института Искусств (CalArts), смотрели вперед, им хотелось вести творческий поиск, создавать свои фильмы, используя новые технологии. И хотя Блат был перспективным художником-аниматором и признанным лидером студии, группа новаторов, среди которой были такие известные сейчас мультипликаторы, как Джон Маскер, Джон Лассетер, Брэд Берд и Билл Кройер, слушать его не стала. В результате Блат и его сторонники вынуждены были уйти  из Диснеевской студии и основать собственную, независимую. Они готовы были составить серьезную конкуренцию  родному дому Микки Мауса. И надо же, так сложилось, что героями первого мультфильма Дона Блата, созданного им на собственной студии, стали грызуны!

Кадр из мультфильма Секрет крыс 

               Еще работая на студии Диснея, Блат ознакомился с книгой Роберта О'Браенна "Миссис Фрисби и крысы НИМХ" (1973) и  загорелся идеей её экранизации. Поэтому, когда представители компании Aurora Productions предложили Блату покровительство в создании полнометражных мультфильмов, вопрос, какой сюжет будет экранизирован первым, уже не стоял. Полнометражная лента создавалась в течение двух с половиной лет. Свой собственный большой мультфильм под названием "Секрет НИМХ" Дон Блат закончил и выпустил на экраны Европы и США уже летом 1982 года, на два месяца раньше намеченного срока.

             Этот мультфильм-притча очень таинствен и неоднозначен. Завязка сюжета и множество важных событий остались за кадром, герои говорят загадками. Главная героиня мультфильма - мышка миссис Брисби. Её окружают второстепенные герои - очень колоритные персонажи. Основная линия сюжета - отчаянные попытки Брисби помочь заболевшему сыну Тимми. Все остальное, в том числе и судьба крысиной колонии, не так важно, как забота матери о сыне. В финале Брисби сыграет ключевую роль, а ее доброта и самоотверженность станут решающим аргументом в вечном сражении добра и зла! Но и финал так и не раскроет всех загадок, которых так много в мульте.Рисунок Дона Блата

                Дон Блат выбрал главной из двух историй, рассказанных в книге Роберта О'Браенна, историю вдовы мышки Брисби, считая её более драматичной. А события из жизни других крыс стали лишь фоном, удивительным и насыщенным элементами волшебства и магии.
              Техника анимации Дона Блата – яркий образец диснеевской "классики".

            В начале 80-х годов художники-мультипликаторы в своей работе старались для экономии денег создавать меньше рисунков, их мультфильмы получались более статичными. Блат же показывал в своих работах всё буйство красок и жизни, применяя оркестровку цветов. В "Секрете" он использовал свыше 900 разных цветовых оттенков и около 1,5 млн. рисунков. В фильме много анимационных эффектов, - чёткая прорисовка полупрозрачных теней от персонажей, отражения, дождь, туман и др. При помощи Xerox-копирования рисунки переносились на селы. В "НИМХ" использовано цветное фотокопирование, позволяющее моделировать 14 оттенков контурного рисунка. Результат похож на традиционную технику ручного обведения контуров. Все рисунки были полностью очищены от технических линий, скрыты малейшие следы кисточки и карандаша художника, что заставило зрителя забыть о том, что этот мир не настоящий. Были практически заново открыты многие забытые приёмы съёмки и новые спецэффекты, например, подсветка огня. Огонь не просто нарисован красными и оранжевыми тонами, он окружён мягким сиянием.


Кадр из мультфильма Секрет крыс

 

         Специально для съемок фильма компания Mechanical Concepts изготовила две анимационные установки. Они были не такие сложные, как на студии Диснея, зато имели электронное управление фокусом и позволяли выполнять многоплановые кадры, создавать иллюзию глубины.
             Над проектом работала молодая команда. Новички только обучались азам анимации, а опытным художникам, выходцам из диснеевской студии, пришлось трудиться вдвойне. Например, Джон Померой лично делал более 15-ти минут анимации, - около 4м плёнки в неделю, притом, что новички могли нарисовать приблизительно 1м. Студия работала с 6 утра до 11 вечера, без выходных. В сенах студии Блата из-за тесноты негде было разместить для заливщиков селов, поэтому работу по заливке селов 40 художниц выполняли у себя на дому. Но недовольных не было. Все верили в успех проекта. Оптимист и энтузиаст Дон Блат вселял во всех уверенность в победе.
Сам Блат проделал колоссальную работу. Кроме анимации эпизода схватки на мечах в финале картины он занимался предварительной планировкой, был одновременно режиссёром, продюсером и сценаристом.

Рисунок Дона Блата

 

               Большое внимание Блат уделил сценарию. Сюжет мультфильма был нелинейным многоуровневым. В хитросплетениях сюжета мультфильма критики видели страх Блата проявить примитивизм, а в его сотрудниках отмечали способность работать на равных со студией Disney при численности в полтора раза меньше! Картина получилась недорого, - бюджет "Секрета НИМХ" составил всего $6,385 млн.
В январе 1982 г. известный композитора Джерри Голдсмит ознакомился с черно-белой версией почти готового мультфильма и страстно проникшись сюжетом взялся за создание музыки. Этой работе он посвятил 15 недель. Голдсмит совместно с автором и исполнителем Полом Уильямсом написал ещё две песни для "Секрета НИМХ" - колыбельную и финальную композицию под названием "Flying Wings". В записи музыки участвовал Лондонский филармонический оркестр. Когда анимация слилась с музыкой, команда проекта «Секрет НИМХ» была счастлива, почувствовав себя победителем.

                 Блат очень рассчитывал на успех "Секрета НИМХ", Он ждал кинокассу в $50 млн. Режиссёр решил, что успех торговли анимацией тесно связан с качеством продукта: «Если вы делаете качественный продукт, вам не надо его продавать. Он сам себя продаст!" Руководство компании Aurora не смогло разделить его оптимизм. В знаменитой Metro Goldwin Mayer, председатель которой Дэвид Бегельман, совсем не интересовался анимацией и поэтому не собирался устраивать сколь-нибудь серьёзную рекламную кампанию для "Секрета НИМХ". Владельцы MGM так и не вложили деньги в дистрибьюцию мультфильма, доставшегося им в "наследство". В результате компании Aurora Productions пришлось сделать это самой. Владельцы компании потратили $4,2 млн на печать копий фильма, рекламу и раскрутку, робко надеясь не уступить Disney в маркетинге семейных фильмов. Однако MGM/UA даже этими средствами распорядилась не самым удачным способом. Вместо того чтобы устроить национальный релиз, было решено прокатывать картину волной с запада на восток. При этом раскрутка картины основывалась на рекламе в местных средствах массовой информации - дорогая и малоэффективная политика. "Секрет НИМХ" стартовал почти незаметно всего в 88 кинотеатрах Западного побережья США и Гавайев! Позже фильм стал распространяться на восток страны, а количество экранов было значительно увеличено (вплоть до 700 кинотеатров), но даже тогда мультфильм ни разу не смог подняться выше 13 места в киночартах, и в итоге кассовые сборы в США составили всего $14,665 млн.

             Со временем мультфильм всё же нашёл своего зрителя и в США. Прошли годы, и "Секрет НИМХ" стал культовым, но на положение Блата в 1982 году это, конечно же, повлиять не могло. В августе того же года почти сразу после премьеры "НИМХ" профсоюз мультипликаторов Лос-Анжелеса очень некстати объявил всеобщую стачку. Вышедшие на улицу пикетчики, в том числе и сотрудники студии Disney, протестовали против обращения студий к иностранным субподрядчикам и требовали гарантированного приоритетного статуса для американских художников. Хотя художники Блата не одобряли эту акцию, они солидарно поддержали коллег. Студия опустела. Когда же стачка затянулась на десять недель, и без того напуганные неудачей "НИМХ" инвесторы испугались, что "Восточнее Солнца, западнее Луны" обойдётся им слишком дорого. Проект, на который уже ушло $0,5 млн, был свёрнут. Стало ясно, что со свободой Дону Блату придется подождать.

Концепт-арт — эскизы, которые  визуально передают идею произведения, только общую форму, без мелких деталей и атрибутов. Созданы в начале разработки проекта и предназначены для создания финальной версии мультфильма.

Рисунки Дона Блата для анимационнго фильма "Секрет Н.И.М.Х.":

Рисунок Дона Блата 

Рисунок Дона Блата

Рисунок Дона Блата

Рисунок Дона Блата

Рисунок Дона Блата

Рисунок Дона Блата

 

Рисунок Дона Блата

Рисунок Дона Блата

Рисунок Дона Блата

Рисунок Дона Блата

Рисунок Дона Блата

 Рисунок Дона Блата

Рисунок Дона Блата

Рисунок Дона Блата

Рисунок Дона Блата

Рисунок Дона Блата

 

 

 

 

 

 

 

Больше интересных статей с раздела "Смульт Чтиво"

Мультипликаторы штурмуют общественную палату
Активные пользователи интернета, следящие за политической жизнью страны, наверняка в курсе, что недавно проходили выборы в общественную палату Российс...
Пятерка любимых сестер Диснея
Мы любим персонажей Диснея, таких как сестры, главных героев, почти так же, как и наших родных сестер.
Микки Маусу 85 лет!
85 лет назад, 18 ноября 1928 года свет увидел, пожалуй, самый знаменитый герой мультфильмов, всеми любимый Микки Маус! По правде говоря, Уолт Дисней ...
sketch
Цитаты великих...

Косы обрежу и в монастырь уйду, в мужской!

17. Наши мечты — это отражение нас самих.